Действие молитвы преодолевает пространство и время –
из мира видимого она летит в мир невидимый
свт.Филарет Московский.
 

Матерь Божия по Своему великому милосердию дарует  в утешение страждущему миру множество своих чудотворных икон, которые прославились великой помощью Царицы Небесной. Нелегко скорбь страждущего человека переменить на радость, но для Бога нет ничего невозможного[1], если Сама Пресвятая Богородица просит об этом.

Образ Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» издавна почитается русскими людьми как чудотворный. Через этот образ Богородица дарует помощь людям, страждущим от болезней и скорбей житейских.  Особое утешение посылает Пресвятая Богородица тем, кто скорбит от вечной разлуки со  своими усопшими сродниками. В память о них русские люди строили храмы и часовни в честь иконы «Всех скорбящих Радосте». В народе называют их «Скорбященскими».

 На Калитниковском кладбище г.Москвы «Скорбященский» храм, построенный в 1834 году,  благополучно пережил годы гонений. Он никогда не закрывался и москвичи со всех районов столицы приходили в этот старинный храм помянуть своих сродников.

Любила бывать здесь и известная московская подвижница, схимонахиня Ольга (Ложкина). Ее монашеский путь начинался в нашей обители.

Матушка Ольга, в миру Ложкина Мария Ивановна, поступила в монастырь в 1895 году и до его закрытия несла клиросное послушание. Под руководством опытных монахинь (их в монастыре на тот момент подвизалось 68)[2] послушница Мария постигала не только основы клиросного пения и швейного мастерства. Она училась по-монашески строить свою сокровенную жизнь, внимать наставлениям старших сестер, впитывая святоотеческий дух и монашеское предание. Именно в Никитском Каширском монастыре будущая схимонахиня Ольга приобретала опыт прямого богообщения, готовила себя к духовным подвигам.

В 1923 году Никитский монастырь был закрыт. В начале 1930-х годов, после долгих скитаний, матушка Ольга поселилась в Москве на Таганке. Жизнь ее была полна скорбей, печалей, трудов, притеснений и гонений от соседей, насмешек, укоров от людей, не раз подвижницу подвергали принудительному лечению в психиатрической больнице, но она все терпела с кротостью, и, по примеру  Христа, молилась за своих обидчиков. Живя среди мира, схимонахиня Ольга строго держалась устава монастырской жизни, наученная в Никитском женском монастыре, хранила монашеские обеты, соблюдала крайнее нестяжание и воздержание во всем.

Исключительное значение подвижница придавала молитве за усопших. Она часто приходила в Скорбященский храм на Калитниковском кладбище, подолгу молилась там, поминая всех почивших. Нередко верующие обращались к ней с просьбой почитать Псалтирь по усопшему, пропеть Литию на кладбище. Она никогда не отказывала в просьбе. «Молитесь! Мир молитвой держится!», — говорила матушка Ольга.

Своей подвижнической жизнью и безграничной любовью к Богу, схимонахиня Ольга получила от Господа многие духовные дары: дар исцелений, дар рассуждения, дар непрестанной молитвы. Но больший из них – любовь…

Еще при жизни матушка Ольга указала место своего упокоения – на Калитниковском кладбище, с южной стороны храма «Всех скорбящих Радосте». Круглый год на ее могиле живые цветы в знак благодарности за помощь,  которую люди получают от Господа по молитвам схимонахини Ольги. «Когда будет трудно, приходите ко мне, покричите, и я услышу», — говорила матушка. И она слышит. Молитва преодолевает пространство и время[3].

 

 

 

[1] ср. Лк.1:37

[2] ГА Тульской обл. Ф.3, опись 8, д.2549 Тульская духовная консистория Святейшего Синода. Послужной список монахинь и послушниц Каширского Никитского женского монастыря. 1915  год (запись № 22 в списке Указных послушниц)

[3] Ср. Свт. Филарет Московский «Слово о молитве за усопших»