Предпразднство Богоявления. Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидискийского и мч. Феоны волхва. Прп. Синклитикии Александрийской

Предпразднство Богоявления. Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидискийского и мч. Феоны волхва. Прп. Синклитикии Александрийской

18 января в Русской Православной Церкви день Навече́рия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11–12 века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Жития священномученика Фе­опемпта, епископа Никомидийского, и мученика Фео­ны (в Крещении Синесия)

Свя­тые му­че­ни­ки Фе­о­пемпт и Фео­на по­стра­да­ли в Ни­ко­ми­дии в 303 го­ду. Свя­той Фе­о­пемпт был епи­ско­пом в Ни­ко­ми­дии при Дио­кли­ти­ане. Вы­сту­пая про­тив идо­ло­по­клон­ства, он за­щи­щал ве­ру Хри­сто­ву. При­зван­ный к ца­рю, он от­ка­зал­ся вы­пол­нить его тре­бо­ва­ние по­кло­нить­ся идо­лу Апол­ло­ну. Свя­то­го Фе­о­пемп­та бро­си­ли в рас­ка­лен­ную печь, но он си­лой Бо­жи­ей остал­ся жив. Но­чью царь с от­ря­дом во­и­нов по­шел к пе­чи и там дей­стви­тель­но уви­дел свя­то­го жи­вым и мо­ля­щим­ся Бо­гу. При­пи­сы­вая свер­шив­ше­е­ся чу­до дей­ствию волх­во­ва­ния, Дио­кли­ти­ан при­ка­зал мо­рить свя­то­го Фе­о­пемп­та го­ло­дом и жаж­дой в те­че­ние 22 дней, но и тут во­лей Бо­жи­ей му­че­ник был со­хра­нен.

То­гда царь при­звал из­вест­но­го вол­шеб­ни­ка Фе­о­ну, взяв­ше­го­ся раз­ру­шить «ча­ры», ко­то­ры­ми, как они пред­по­ла­га­ли, об­ла­да­ет свя­той епи­скоп Фе­о­пемпт. Фео­на при­го­то­вил для свя­то­го Фе­о­пемп­та яд, вло­жен­ный в ле­пеш­ку, и пред­ло­жил ему съесть ее. Яд ни­сколь­ко не по­вре­дил свя­то­му Фе­о­пемп­ту. Фео­на во вто­рой раз ис­пы­тал на му­че­ни­ке дей­ствие еще бо­лее силь­но­го яда, но, ви­дя, что свя­той Фе­о­пемпт оста­ет­ся невре­дим, сам уве­ро­вал во Хри­ста. Его бро­си­ли в тем­ни­цу вме­сте со свя­тым епи­ско­пом, ко­то­рый огла­сил его и кре­стил, дав ему имя Си­не­сий (что зна­чит «ис­пол­нен­ный ра­зу­ма»).

Утром Дио­кли­ти­ан при­звал свя­то­го Фе­о­пемп­та и вновь убеж­дал от­речь­ся от Хри­ста, но, ви­дя непре­клон­ную твер­дость свя­то­го му­жа, пре­дал его мно­гим и тяж­ким му­кам, по­сле че­го свя­той был обез­глав­лен. Свя­той му­че­ник Фео­на, от­ка­зав­ший­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам, был жи­вым за­ко­пан в глу­бо­кий ров. Это про­изо­шло в Ни­ко­ми­дии в 303 го­ду.

Дата

18 января 2025

Время

All Day
Никитский храм

Места

Никитский храм

Как добраться

Автобусом: от станции метро «Домодедовская» автобус №381 до остановки «Новые дома».

Электричкой: от Павелецкого вокзала до станции Кашира, далее автобусом №1 до остановки «улица Советская».

Автомобилем: по Каширскому шоссе до г. Кашира. Координаты – 54.836800, 38.142700.

Монастырь открыт

Монастырь открыт для посещения каждый день с 6:00 до 19:00, храмы открыты до окончания вечернего богослужения.

По воскресным и праздничным дням монастырь открывается в 8.00 утра.

Монастырская лавка

Наша монастырская лавка работает с 9.00 утра до 18.00 каждый день.

Go to Top