Одна из сестер Никитского монастыря послушница Мария Ивановна Ложкина, впоследствии схимонахиня Ольга стала известной подвижницей нашего времени. В эпоху гонений на Православную церковь она несла свой сокровенный монашеский подвиг, стяжала великие духовные дары, смогла стать молитвенной опорой многим, приходящим к ней.

Схимонахиня Ольга (в миру Мария Ивановна Ложкина) родилась 2 августа 1874 года в деревне Иншино Рязанской губернии в благочестивой крестьянской семье1. С детства в ней проявлялись любовь к храму Божиему, уединению и молитве2.

Образование Мария получила в сельской школе в селе Спасс-Леоновщина, где была большая народная библиотека.

В 1895 году, когда девушке исполнилось двадцать лет, она поступила в Никитский женский монастырь города Каширы.

Через 8 лет, 3 июня 1903 года, Мария Ложкина стала послушницей Никитского монастыря3. На протяжении всей жизни в обители она была певчей монастырского хора, «качеств хороших, к послушанию способна»4.

Послушница Мария постигала не только основы клиросного пения и швейного мастерства. Под руководством опытных монахинь она училась строить свою сокровенную жизнь, впитывала святоотеческий дух и монашеское предание. Именно в Никитском Каширском монастыре будущая схимонахиня Ольга приобретала опыт прямого богообщения, готовила себя к духовным подвигам.

В период с 1916 по 1921 гг. она приняла монашеский постриг с именем Моисея. В это время послушница Мария была уже опытной инокиней, жила в монастыре более 25 лет под руководством старших монахинь, прилежно несла послушания5.

В 1923 году6 при закрытии монастыря матушка Моисея, отличавшаяся решительным нравом, пыталась защитить монастырские святыни… Очнулась она с пробитой головой в доме купцов Рудневых7, где Никитские сестры выходили её и она чудом осталась жива.

Из-за постоянных арестов верующих в городе становилось все тревожнее, и монахиня Моисея уходит из Каширы в родную деревню Иншино. Но надолго задержаться там она не смогла и в конце 1920–х гг. она поселилась в Москве недалеко от Таганской площади.

Её кельей стала крошечная треугольная комнатка в полуподвальном помещении дома на углу Б. Дровяного и Известкового переулков. Матушка делила ее с двумя другими монахинями, предположительно, насельницами Никитского монастыря. Условия их жизни были аскетические. Работали они надомницами в артели по производству стёганных одеял. И хотя самим им жилось очень трудно и голодно, монахиня Моисея собирала сухари, чтобы помогать другим8.

В период с 1942 по 1952 гг. подвижница принимает великую схиму с именем Ольга. Матушка практически ничего не рассказывала об этом. Когда спрашивали, говорила кратко: «Схима – это молитва, а одежда – тряпки, а в схиме огонь – молитва: схима – это любовь!»9.

Постриг монахини Моисеи в великую схиму совершил схиархимандрит Амвросий (Иванов), один из последних Оптинских старцев, который по благословению Патриарха Алексия (Симанского) совершал тайные монашеские постриги в 1940-1970-х гг.

Особым подвигом схимонахини Ольги были походы по Москве. Она проходила десятки километров в день по одной ей известным маршрутам, подходила на улице к тем, кто был печален, угнетен, болен, и обращалась с добрым словом, и невзгоды уходили, люди возрождались душой. Иногда она останавливалась около зданий, отдаленно напоминавших храмы, и подолгу молилась о восстановлении святынь, которое она предвидела.

— Нет закрытых храмов! Со временем все откроется! — говорила матушка, сопровождавшим её10.

Иногда схимница покидала Москву и направлялась туда, куда вел её Господь.

С 1952 до начала 1960-х годов схимонахиня Ольга подолгу жила в с. Руново11 Каширского района Московской области12 в маленькой келейке, в колокольне храма Преображения Господня (бывшего с. Спас–Детчин Каширского уезда)13. Вместе с ней жила одна из сестер Никитского монастыря монахиня Параскева14.

Схимонахиня Ольга бывала в храме за каждым богослужением. После службы к ней подходили прихожане за советом, утешением, с просьбой о молитве. Она внимательно всех выслушивала, говорила очень мало, часто отвечала на вопросы словами Священного Писания. Прихожане ласково называли её «Бабушкой», опасаясь обращаться к ней как к монахине.

Уже в то время у схимонахини Ольги был дар духовного рассуждения, который Святые Отцы считают высшим аскетическим достижением и результатом долгого опыта борьбы со страстями15.

В 1958 году поднялась очередная волна гонений на Церковь и матушка Ольга вынуждена была окончательно возвратиться в Москву.

Соседи, живущие в смежной комнате, считали схимницу сумасшедшей и делали жизнь матушки Ольги невыносимой – не позволяли выходить из дома, зимой запрещали топить печь, готовить еду, никого к ней не пускали… Они пытались выжить её из квартиры, но матушка Ольга никогда их не осуждала, и по примеру Христа, молилась за своих гонителей.

«Они меня обижают, а я за них переживаю», — говорила матушка.

Трижды16 соседям удавалось поместить матушку Ольгу в Психиатрическую клиническую больницу № 4 «Матросская тишина»17, где она провела в целом около двух лет. Это испытание еще больше закалило подвижницу. Всю скорбь, боль, поношения она принимала как из руки Божией, благодушествовала и не сдавалась. Здесь проявился ее дар исцеления — тяжело страдающие, «буйные» пациенты при ней вели себя спокойно, некоторые постепенно выздоравливали, и их выписывали.

У самой матушки Ольги никакого психо-неврологического заболевания не обнаружили, а её веру в Господа признали «старческим слабоумием», ей было 87 лет.

После выхода из больницы для матушки Ольги начинается открытое служение людям. Сам Господь приводит к ней страждущих, больных, всех, кому нужна молитвенная помощь, духовный совет, наставление и поддержка. Со временем около матушки Ольги образовался круг близких духовных детей, которых она назвала «Ложкины» и которым стремилась передать основы жизни во Христе и подвижнический дух. К приходящим настойчиво обращалась:

— Молитесь, доченьки! Мир молитвой держится!18

Никто из близких не видел её ночью спящей. При этом она всегда была бодра, никогда не болела, и всегда была готова прийти на помощь.

Схимонахиня Ольга не могла терпеть праздного слова, осуждения, «начинала волноваться, перебивать, и безмерно радовалась, когда вместе молились, читали акафисты, пели духовные стихи»19.

«С ней невозможно было говорить как с обыкновенным человеком о всяких житейских делах. Она говорила только то, что необходимо было услышать, чтобы идти по духовному пути»20, поскольку люди обращались к ней, желая получить духовную пользу, мудрый совет. Часто её слова были неясными, даже чудными, но со временем открывался их глубочайший смысл.

Незадолго до смерти матушка Ольга заболела. Близкие думали, что простудилась и скоро поправиться. Но матушка стала со всеми прощаться, благословляла приходящих и в ночь на 23 января 1973 года, во время чтения канона на исход души, тихо отошла ко Господу, Которого так любила и к Которому стремилась всю свою жизнь.

Подвижница заранее сама выбрала место своего погребения на Калитниковском кладбище. Как и при жизни, к ней идут с просьбами о молитве и помощи. в самых трудных ситуациях. На могиле её в любое время года живые цветы.


 

  1. АУ г.о. Егорьевска МО Ф. № 23, Оп. № 1, Д. № 90.
  2. По воспоминаниям сестры схимон. Ольги Акилины Ивановны Ложкиной (в замужестве — Филипповой).
  3. ГА Тульской обл. Ф.3, опись 8, д.826 Тульская духовная консистория Святейшего Синода. Послужной список монахинь и послушниц Каширского Никитского женского монастыря. 1907 год (запись № 42 в списке Указных послушниц)
  4. ГА Тульской обл. Ф.3, опись 8, д.2549 Тульская духовная консистория Святейшего Синода. Послужной список монахинь и послушниц Каширского Никитского женского монастыря. 1915 год (запись № 22 в списке Указных послушниц)
  5. По воспоминаниям О.Д. Галактионовой, внучатой племянницы схимон. Ольги
  6. ГАТО Ф. Р-717, Оп.1. Д.40 «Дело о ликвидации Никитского женского монастыря Каширского уезда с подробным описанием его имущества за 1919-1921гг.»
  7. о жизни никитских сестер в доме купца Ф. И. Руднева см. выше.
  8. Из воспоминаний Е. Д. Рыжковой, внучатой племянницы схимон. Ольги.
  9. По воспоминаниям О. Д. Галактионовой, внучатой племянницы схимон. Ольги.
  10. По воспоминаниям А. И. Аляевой.
  11. Сведения о пребывании схимон. Ольги в с. Руново собраны по воспоминаниям Сергея Павловича Самошкина, со слов прот. Сергия Ширикова, Почетного настоятеля храма Преображения Господня погоста Спас-Детчина Каширского района Московской области.
  12. Ныне погост Спас-Детчин, где расположен храм, входит в состав пос. Большое Руново Каширского района Московской области.
  13. По воспоминаниям Сергея Павловича Самошкина, прихожанина Преображенского храма пос. Б. Руново.
  14. ГАТО. Ф. № 3, Оп. № 8, Д. № 2549. 1915 год (запись № 125 в списке неуказанных послушниц) в миру — Параскева Васильевна Подмаркова, 1889 г.р., поступила в обитель 15 февраля 1913 года, несла послушание на скотном дворе.
  15. Софроний (Сахаров), иеромон. «Преподобный Силуан Афонский. Житие, учение и писания» Минск: Лучи Софии, 1998, стр.167-168
  16. в 1955, в 1956, 1960 гг : Учетная архивная карта № 10755 на имя Ложкиной М.И.
  17. Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П. Б. Ганнушкина, расположенная по адресу: ул. Матросская тишина, д.20. Бывшая Преображенская больница, старейшая психиатрическая больница в Москве; открыта в 1808 г. Энциклопедия «Москва», 1997 г.
  18. По воспоминаниям А.П. Щептевой, келейницы схимон. Ольги.
  19. По воспоминаниям О.Д. Галактионовой, внучатой племянницы схимон. Ольги.
  20. По воспоминаниям О.Д. Галактионовой, внучатой племянницы схимон. Ольги.