Одна из сестер Никитского монастыря послушница Мария Ивановна Ложкина, впоследствии схимонахиня Ольга стала известной подвижницей нашего времени. В эпоху гонений на Православную церковь она несла свой сокровенный монашеский подвиг, стяжала великие духовные дары, смогла стать молитвенной опорой многим, приходящим к ней.

Схимонахиня Ольга (в миру Мария Ивановна Ложкина) родилась 2 августа 1874 года в деревне Иншино Рязанской губернии в благочестивой крестьянской семье1АУ г.о. Егорьевска МО Ф. № 23, Оп. № 1, Д. № 90.. С детства в ней проявлялись любовь к храму Божиему, уединению и молитве2По воспоминаниям сестры схимон. Ольги Акилины Ивановны Ложкиной (в замужестве — Филипповой)..

Образование Мария получила в сельской школе в селе Спасс-Леоновщина, где была большая народная библиотека.

В 1895 году, когда девушке исполнилось двадцать лет, она поступила в Никитский женский монастырь города Каширы.

Через 8 лет, 3 июня 1903 года, Мария Ложкина стала послушницей Никитского монастыря3ГА Тульской обл. Ф.3, опись 8, д.826 Тульская духовная консистория Святейшего Синода. Послужной список монахинь и послушниц Каширского Никитского женского монастыря. 1907 год (запись № 42 в списке Указных послушниц). На протяжении всей жизни в обители она была певчей монастырского хора, «качеств хороших, к послушанию способна»4ГА Тульской обл. Ф.3, опись 8, д.2549 Тульская духовная консистория Святейшего Синода. Послужной список монахинь и послушниц Каширского Никитского женского монастыря. 1915 год (запись № 22 в списке Указных послушниц).

Послушница Мария постигала не только основы клиросного пения и швейного мастерства. Под руководством опытных монахинь она училась строить свою сокровенную жизнь, впитывала святоотеческий дух и монашеское предание. Именно в Никитском Каширском монастыре будущая схимонахиня Ольга приобретала опыт прямого богообщения, готовила себя к духовным подвигам.

В период с 1916 по 1921 гг. она приняла монашеский постриг с именем Моисея. В это время послушница Мария была уже опытной инокиней, жила в монастыре более 25 лет под руководством старших монахинь, прилежно несла послушания5По воспоминаниям О.Д. Галактионовой, внучатой племянницы схимон. Ольги.

В 1923 году6ГАТО Ф. Р-717, Оп.1. Д.40 «Дело о ликвидации Никитского женского монастыря Каширского уезда с подробным описанием его имущества за 1919-1921гг.» при закрытии монастыря матушка Моисея, отличавшаяся решительным нравом, пыталась защитить монастырские святыни… Очнулась она с пробитой головой в доме купцов Рудневых7о жизни никитских сестер в доме купца Ф. И. Руднева см. выше., где Никитские сестры выходили её и она чудом осталась жива.

Из-за постоянных арестов верующих в городе становилось все тревожнее, и монахиня Моисея уходит из Каширы в родную деревню Иншино. Но надолго задержаться там она не смогла и в конце 1920–х гг. она поселилась в Москве недалеко от Таганской площади.

Её кельей стала крошечная треугольная комнатка в полуподвальном помещении дома на углу Б. Дровяного и Известкового переулков. Матушка делила ее с двумя другими монахинями, предположительно, насельницами Никитского монастыря. Условия их жизни были аскетические. Работали они надомницами в артели по производству стёганных одеял. И хотя самим им жилось очень трудно и голодно, монахиня Моисея собирала сухари, чтобы помогать другим8Из воспоминаний Е. Д. Рыжковой, внучатой племянницы схимон. Ольги..

В период с 1942 по 1952 гг. подвижница принимает великую схиму с именем Ольга. Матушка практически ничего не рассказывала об этом. Когда спрашивали, говорила кратко: «Схима – это молитва, а одежда – тряпки, а в схиме огонь – молитва: схима – это любовь!»9По воспоминаниям О. Д. Галактионовой, внучатой племянницы схимон. Ольги..

Постриг монахини Моисеи в великую схиму совершил схиархимандрит Амвросий (Иванов), один из последних Оптинских старцев, который по благословению Патриарха Алексия (Симанского) совершал тайные монашеские постриги в 1940-1970-х гг.

Особым подвигом схимонахини Ольги были походы по Москве. Она проходила десятки километров в день по одной ей известным маршрутам, подходила на улице к тем, кто был печален, угнетен, болен, и обращалась с добрым словом, и невзгоды уходили, люди возрождались душой. Иногда она останавливалась около зданий, отдаленно напоминавших храмы, и подолгу молилась о восстановлении святынь, которое она предвидела.

— Нет закрытых храмов! Со временем все откроется! — говорила матушка, сопровождавшим её10По воспоминаниям А. И. Аляевой..

Иногда схимница покидала Москву и направлялась туда, куда вел её Господь.

С 1952 до начала 1960-х годов схимонахиня Ольга подолгу жила в с. Руново11Сведения о пребывании схимон. Ольги в с. Руново собраны по воспоминаниям Сергея Павловича Самошкина, со слов прот. Сергия Ширикова, Почетного настоятеля храма Преображения Господня погоста Спас-Детчина Каширского района Московской области. Каширского района Московской области12Ныне погост Спас-Детчин, где расположен храм, входит в состав пос. Большое Руново Каширского района Московской области. в маленькой келейке, в колокольне храма Преображения Господня (бывшего с. Спас–Детчин Каширского уезда)13По воспоминаниям Сергея Павловича Самошкина, прихожанина Преображенского храма пос. Б. Руново. . Вместе с ней жила одна из сестер Никитского монастыря монахиня Параскева14ГАТО. Ф. № 3, Оп. № 8, Д. № 2549. 1915 год (запись № 125 в списке неуказанных послушниц) в миру — Параскева Васильевна Подмаркова, 1889 г.р., поступила в обитель 15 февраля 1913 года, несла послушание на скотном дворе..

Схимонахиня Ольга бывала в храме за каждым богослужением. После службы к ней подходили прихожане за советом, утешением, с просьбой о молитве. Она внимательно всех выслушивала, говорила очень мало, часто отвечала на вопросы словами Священного Писания. Прихожане ласково называли её «Бабушкой», опасаясь обращаться к ней как к монахине.

Уже в то время у схимонахини Ольги был дар духовного рассуждения, который Святые Отцы считают высшим аскетическим достижением и результатом долгого опыта борьбы со страстями15Софроний (Сахаров), иеромон. «Преподобный Силуан Афонский. Житие, учение и писания» Минск: Лучи Софии, 1998, стр.167-168.

В 1958 году поднялась очередная волна гонений на Церковь и матушка Ольга вынуждена была окончательно возвратиться в Москву.

Соседи, живущие в смежной комнате, считали схимницу сумасшедшей и делали жизнь матушки Ольги невыносимой – не позволяли выходить из дома, зимой запрещали топить печь, готовить еду, никого к ней не пускали… Они пытались выжить её из квартиры, но матушка Ольга никогда их не осуждала, и по примеру Христа, молилась за своих гонителей.

«Они меня обижают, а я за них переживаю», — говорила матушка.

Трижды16в 1955, в 1956, 1960 гг : Учетная архивная карта № 10755 на имя Ложкиной М.И. соседям удавалось поместить матушку Ольгу в Психиатрическую клиническую больницу № 4 «Матросская тишина»17Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П. Б. Ганнушкина, расположенная по адресу: ул. Матросская тишина, д.20. Бывшая Преображенская больница, старейшая психиатрическая больница в Москве; открыта в 1808 г. Энциклопедия «Москва», 1997 г., где она провела в целом около двух лет. Это испытание еще больше закалило подвижницу. Всю скорбь, боль, поношения она принимала как из руки Божией, благодушествовала и не сдавалась. Здесь проявился ее дар исцеления — тяжело страдающие, «буйные» пациенты при ней вели себя спокойно, некоторые постепенно выздоравливали, и их выписывали.

У самой матушки Ольги никакого психо-неврологического заболевания не обнаружили, а её веру в Господа признали «старческим слабоумием», ей было 87 лет.

После выхода из больницы для матушки Ольги начинается открытое служение людям. Сам Господь приводит к ней страждущих, больных, всех, кому нужна молитвенная помощь, духовный совет, наставление и поддержка. Со временем около матушки Ольги образовался круг близких духовных детей, которых она назвала «Ложкины» и которым стремилась передать основы жизни во Христе и подвижнический дух. К приходящим настойчиво обращалась:

— Молитесь, доченьки! Мир молитвой держится!18По воспоминаниям А.П. Щептевой, келейницы схимон. Ольги.

Никто из близких не видел её ночью спящей. При этом она всегда была бодра, никогда не болела, и всегда была готова прийти на помощь.

Схимонахиня Ольга не могла терпеть праздного слова, осуждения, «начинала волноваться, перебивать, и безмерно радовалась, когда вместе молились, читали акафисты, пели духовные стихи»19По воспоминаниям О.Д. Галактионовой, внучатой племянницы схимон. Ольги..

«С ней невозможно было говорить как с обыкновенным человеком о всяких житейских делах. Она говорила только то, что необходимо было услышать, чтобы идти по духовному пути»20По воспоминаниям О.Д. Галактионовой, внучатой племянницы схимон. Ольги., поскольку люди обращались к ней, желая получить духовную пользу, мудрый совет. Часто её слова были неясными, даже чудными, но со временем открывался их глубочайший смысл.

Незадолго до смерти матушка Ольга заболела. Близкие думали, что простудилась и скоро поправиться. Но матушка стала со всеми прощаться, благословляла приходящих и в ночь на 23 января 1973 года, во время чтения канона на исход души, тихо отошла ко Господу, Которого так любила и к Которому стремилась всю свою жизнь.

Подвижница заранее сама выбрала место своего погребения на Калитниковском кладбище. Как и при жизни, к ней идут с просьбами о молитве и помощи. в самых трудных ситуациях. На могиле её в любое время года живые цветы.


 

  • 1
    АУ г.о. Егорьевска МО Ф. № 23, Оп. № 1, Д. № 90.
  • 2
    По воспоминаниям сестры схимон. Ольги Акилины Ивановны Ложкиной (в замужестве — Филипповой).
  • 3
    ГА Тульской обл. Ф.3, опись 8, д.826 Тульская духовная консистория Святейшего Синода. Послужной список монахинь и послушниц Каширского Никитского женского монастыря. 1907 год (запись № 42 в списке Указных послушниц)
  • 4
    ГА Тульской обл. Ф.3, опись 8, д.2549 Тульская духовная консистория Святейшего Синода. Послужной список монахинь и послушниц Каширского Никитского женского монастыря. 1915 год (запись № 22 в списке Указных послушниц)
  • 5
    По воспоминаниям О.Д. Галактионовой, внучатой племянницы схимон. Ольги
  • 6
    ГАТО Ф. Р-717, Оп.1. Д.40 «Дело о ликвидации Никитского женского монастыря Каширского уезда с подробным описанием его имущества за 1919-1921гг.»
  • 7
    о жизни никитских сестер в доме купца Ф. И. Руднева см. выше.
  • 8
    Из воспоминаний Е. Д. Рыжковой, внучатой племянницы схимон. Ольги.
  • 9
    По воспоминаниям О. Д. Галактионовой, внучатой племянницы схимон. Ольги.
  • 10
    По воспоминаниям А. И. Аляевой.
  • 11
    Сведения о пребывании схимон. Ольги в с. Руново собраны по воспоминаниям Сергея Павловича Самошкина, со слов прот. Сергия Ширикова, Почетного настоятеля храма Преображения Господня погоста Спас-Детчина Каширского района Московской области.
  • 12
    Ныне погост Спас-Детчин, где расположен храм, входит в состав пос. Большое Руново Каширского района Московской области.
  • 13
    По воспоминаниям Сергея Павловича Самошкина, прихожанина Преображенского храма пос. Б. Руново.
  • 14
    ГАТО. Ф. № 3, Оп. № 8, Д. № 2549. 1915 год (запись № 125 в списке неуказанных послушниц) в миру — Параскева Васильевна Подмаркова, 1889 г.р., поступила в обитель 15 февраля 1913 года, несла послушание на скотном дворе.
  • 15
    Софроний (Сахаров), иеромон. «Преподобный Силуан Афонский. Житие, учение и писания» Минск: Лучи Софии, 1998, стр.167-168
  • 16
    в 1955, в 1956, 1960 гг : Учетная архивная карта № 10755 на имя Ложкиной М.И.
  • 17
    Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П. Б. Ганнушкина, расположенная по адресу: ул. Матросская тишина, д.20. Бывшая Преображенская больница, старейшая психиатрическая больница в Москве; открыта в 1808 г. Энциклопедия «Москва», 1997 г.
  • 18
    По воспоминаниям А.П. Щептевой, келейницы схимон. Ольги.
  • 19
    По воспоминаниям О.Д. Галактионовой, внучатой племянницы схимон. Ольги.
  • 20
    По воспоминаниям О.Д. Галактионовой, внучатой племянницы схимон. Ольги.