Монахиня Серафима стала игуменией Никитского монастыря на рубеже эпох, в самый трудный период истории обители.

Весной1 1914 года, после кончины игумении Сергии, мать Серафима была назначена Настоятельницей родной обители, в которой, к тому времени, подвизалась 26 лет.

Матушка Серафима, в миру — Елисавета Семенова Ильичева, родилась в 1869 году в селе Руново Каширского уезда, Тульской губернии. Отец ее, Симеон Тимофеевич, был Петербургским купцом 1-й гильдии. Когда Лиза подросла и пришло время учебы, вся семья жила в Санкт-Петербурге. Девушка получила образование в Петербургском Елисаветинском училище, которое в то время считалось одним из престижных заведений российской столицы, и было немало желающих отдать своих дочерей на обучение именно туда. Поэтому, институт принимал учениц и на платной основе. В основном это были дочери русских и иностранных купцов2.

По окончании училища в 1888 году Елизавета Ильичева избирает путь служения Богу и поступает в Никитский женский монастырь города Каширы. Через пять лет, 19 мая 1893 года, она была определена в число послушниц. 1 марта 1903 года Елизавета принимает монашество с именем Серафима.

Монастырская жизнь в большой обители, жизнь напряженная и разнообразная, способствовала раскрытию лучших природных качеств монахини Серафимы: организованности, собранности, предприимчивости, хозяйственности. Она была правой рукой игумении Тихоны в строительных работах и несла послушание письмоводительницы.

Осенью 1911 года благочинный монастырей Тульской епархии иеромонах Лазарь проводил ревизию в Никитском монастыре, ознакомился с положением дел и рекомендовал на должность казначеи «монахиню Серафиму как способную и весьма полезную для обители…»3. По благословению Высокопреосвященного Лаврентия с 3 октября 1911 г. монахиня Серафима определена казначеей Никитского монастыря.

В 1914 году, по преставлении игумении Сергии, 17 марта монахиня Серафима (Ильичева) назначена новой настоятельницей Никитского женского монастыря и 25 марта возведена в сан игумении.

Став игуменией, матушка Серафима усугубила свои труды и подвиги, при всей многозаботливости помня, что «цель жизни монашеской – чистота сердца»4. Она всеми силами старалась сохранить образ и дух монашеской жизни в обители, взращенный Оптинскими старцами. Сама искусная в духовном рассуждении, матушка Серафима так руководила насельницами, что, «при помощи Божией нравственная внутренняя жизнь сестер обители соответствовала их званию»5.

С началом Первой мировой войны монастырь не только усугубляет молитвы о мире и победе русского оружия, но и оказывает помощь раненым воинам. Сестры шьют белье, шесть послушниц постоянно дежурят в лазарете как сестры милосердия, делают перевязки и ухаживают за больными. Одна из послушниц Ольга Крюкова помогает организовывать работу лазарета для раненых.

Не отрываясь от монастырских дел, в 1902-1903 гг., уже будучи в монашеском постриге, мать Серафима приняла самое деятельное участие в строительстве трехпрестольного храма в родном селе Руново, который был уничтожен пожаром6. Щедрым жертвователем строительства стал купец Ильичев, отец монахини Серафимы. Он внес средства на оплату строительных материалов, устройство печей, дверей, оштукатуривание и окрашивание храма, приобретение церковной утвари и полное устройство иконостаса с шестидесятью иконами «высшего живописного художественного письма»7, которые были написаны в мастерской Никитского монастыря.

Из Послужного списка игумении Серафимы (Ильичевой)8

«Во внимание к понесенным ею заботам и трудам новаго каменнаго храма в с. Руново Каширскаго уез. преподано благословение Преосвященнейшим Лаврентием9 Епископом Тульским и Белевским при свидетельстве № 7560 1906 Декабря 31.

Во внимание к отлично устроенной и полезной деятельности по постройке в с. Руново Каширскаго уез. новаго храма награждена благословением Св. Синода с грамотою 1913 Мая 6».

В 1917 году начинается новый этап истории обители, когда весь строй жизни русского народа рушился, и развернулись небывалые гонения на веру. В это суровое время матушка Серафима несла подвиг сохранения обители и ее духовных уставов от богоборческого нападения.

В обстановке, созданной большевистской властью, игуменья Серафима вела себя мудро и в монастыре еще некоторое время сохранялся прежний уклад жизни. Храмы были открыты, в них по-прежнему совершались богослужения. При монастыре продолжал действовать лазарет для раненых солдат, организованный еще во время русско-японской войны.

В эти тяжелые годы не прерывалась связь с Оптиной пустынью и ее старцами. Предчувствуя грядущие скорби и испытания, сестры стремились увидеться со старцем Нектарием (Тихоновым), учеником преподобного Анатолия (Зерцалова), и последним соборно избранным Оптинским старцем. Не смотря на внешнее юродство и странность, старец Нектарий был «прежний старец во всей силе духа». Он укреплял в людях дух подвижничества и любви ко Христу.

Из дневника монахини Таисии (Меньшовой), насельницы Никитского монастыря10:

1918 г., февраль. Была у Старца, отца Нектария. Принял меня одну и учил Иисусовой молитве. Ввел ее в самое сердце, отчего я чувствовала, что молитва действует сама, без принуждения. Батюшка спрашивал, указывая на мое сердце: «Почему здесь так хорошо?» — и смеялся. Вышла от него радостная, словно поймала драгоценную птичку, боясь ее, т. е. молитву, выпустить из сердца; хотела всегда, всю жизнь с ней пребывать. Брал после этого еще несколько раз и учил молитве влагая мне в ум свои мысли, и я старца понимала без слов. Был очень радостный…

Предупреждал старец Нектарий и о закрытии Никитского монастыря, и о гонениях. На вопрос монахини Таисии, закроют ли обители, старец сказал: «Да, милая, разгонят, и монастыри сейчас в большой опасности. Вот и наша Оптина в этом месяце11 назначена к решению…»12.

Биографическая справка13

Монахиня Таисия – в миру Татьяна Евфимова Шарахова – родилась в 1859 году в крестьянской семье. В 18 лет поступила в Никитский женский монастырь г. Каширы. В 1903 году приняла монашеский постриг с именем Таисия. Несла послушание пономарки.

В 1919 году Никитский монастырь был преобразован в трудовую артель, председателем которой стала игумения Серафима. Матушка продолжает бороться за сохранение обители. Но 7 сентября 1921 г. вышло постановление Тульского губисполкома о закрытии всех монастырей Тульской губернии. Игумения Серафима обратилась к губернской власти с просьбой об отмене ликвидации монастыря и описания имущества общины. В ответ в монастырь была послана Комиссия ВЦИК, которая установила, что «артель зарекомендовала себя вполне трудоспособным коллективом»14. 27 ноября 1921г. было отменено решение тульских властей о ликвидации артели и удовлетворено прошение монахинь о предоставлении артели прав трудового коллектива. Это решение позволило на короткий срок отодвинуть разорение и окончательное закрытие обители.

В 1920 году Тульский губернский исполнительный комитет принял решение о закрытии всех монастырей в Тульской губернии15. В этом же году матушка Серафима была судима за укрытие церковных ценностей, но судом оправдана.

В январе 1922 года вышло постановление о том, чтоб ликвидацию монастыря не производить, а Каширскому исполкому предписано «общину не стеснять в занимаемых помещениях в ущерб правильному ведению артельного дела». Несмотря на это, Каширские власти постепенно отбирали у общины жилые и хозяйственные помещения. Келейные корпуса стали конфисковывать и отдавать под жилье рабочим.

В это тяжелое время епископ Каширский Мелхиседек (Николин) обращается к епископу Тульскому и Одоевскому Иувеналию (Масловскому)16 с просьбой ходатайствовать перед Святейшим Патриархом о награждении игумении Серафимы наперсным крестом с украшениями. Состоялось ли это награждение, неизвестно.

В 1923 году монастырь был окончательно закрыт17. Сестры с тяжелым сердцем спешно покидали родную обитель: в трехдневный срок приказано было освободить все здания, взять разрешили только личные вещи. Игумения покинула обитель последней.

Ее временным приютом стало съемное жилье в селе Лужники, — на левой стороне Оки. В феврале 1924 года, матушке Серафиме разрешили вернуться в родное село Руново. Дом, построенный отцом, был конфискован и жить приходилось там, где приютят. В Руново она занималась крестьянским трудом и подрабатывала шитьем одеял. Храм Вознесения Господня, в восстановлении которого матушка Серафима принимала самое деятельное участие, еще действовал. В нем служил священник Василий Чернышев, впоследствии репрессированный.

Скорби и гонения 1920-х годов изменили внешнюю жизнь Никитского монастыря, вырвали его из монастырской ограды, но сестры всеми силами старались сохранить внутренний уклад монашеской жизни и верность своим иноческим обетам. И матушка Серафима оставалась всем никитским насельницам духовной матерью, с болью молящейся за своих дочерей, мужественно терпя все невзгоды и лишения. Неизвестно когда игумения, по примеру своих предшественниц, принимает Великую схиму. Сохранился фотопортрет игумении Серафимы в схимническом облачении.

27 мая 1931 года матушку Серафиму арестовывают и обвиняют в контрреволюционных преступлениях по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР18. Вместе с ней были арестованы ее келейница послушница Агриппина (Гаврилова), певчая монастырского хора монахиня Назария (Иванова) и послушница Ольга (Крюкова), медицинская сестра в лазарете для раненых. Всего 40 насельниц Никитского монастыря были арестованы в этот день и помещены в Каширскую тюрьму.

Все они были осуждены и приговорены к заключению в исправительно-трудовой лагерь, с заменой на высылку в Казахстан, матушка сроком на 5 лет, сестры – на 3 года19.

Вернувшись из ссылки игумения Серафима поселилась в г. Озеры, недалеко от Каширы. Жила в маленьком домике, пристроенном к сараю, в котором было одно окошко и печь, по улице Горской, 27.

Схиигумения Серафима почила 1 февраля 1943 года и погребена на кладбище города Озеры. На ее могиле установлен памятный крест20.

  1. 17 марта 1914 г
  2. На 1890 год плата за обучение составляла для них 350 рублей в год.
  3. ГАТО Ф. № 3, Оп. 10, Д. № 4332.
  4. Преп. Арсения (Себрякова) «Путь немечтательного делания». Жизнеописание, труды, письма. М.:Изд. ПГСТУ, 2019.
  5. ГАТО Ф. № 3, Оп. № 10, Д. № 4879.
  6. Пожар случился 26 апреля 1902 года, по окончании воскресной литургии. Вот как описывает эти события в своей объяснительной записке священник: «Быстро выбежав из школы, я заметил жену, бежавшую ко мне с извещением, что горит церковь. Я кинулся к храму, отперли церковь, но войти в нее не было никакой возможности от сильнейшего дыма. Я кинулся к окну в алтарь… выхватив топор у одного из крестьян, но сделать что-либо им не было никакой возможности, так как в окнах железные решетки и шел сильный дым». Храм сгорел дотла за два часа.
  7. Одна из сохранившихся дореволюционных икон Вознесенского храма — Божией Матери «Умиление», написана художником Николаем Михайловым и подаренная монахине Серафиме (Ильичевой), находится в Преображенском храме в Спас-Детчине.
  8. ГАТО Ф. № 3 Оп. № 8 Д. № 2549.
  9. В 2000 году причислен к лику святых. Родился Владыка в Кашире.
  10. Записи воспоминаний о старцах иеросхимонахе Анатолии (Потапове) и иеромонахе Нектарии (Тихонове) сделаны Надеждой Григорьевной Чулковой (супругой писателя Г. И. Чулкова), жившей в начале 1920-х гг. в Оптиной Пустыни. Машинописный сборник, названный ею «Цветочки Оптиной пустыни», она подарила о. Сергию Мечеву, объяснив это название тем, что от каждого человека в Оптиной она чувствует духовный аромат. Машинописный сборник датирован 1925 годом. Воспроизводится по машинописи из архива Е. В. Апушкиной (Москва) — духовной дочери о. Алексия и о. Сергия Мечевых.
  11. Сказано в августе 1918 года. Оптина пустынь была закрыта весной 1923 года.
  12. Н. Г. Чулкова «Цветочки Оптиной пустыни». Машинопись, 1925.
  13. ГАТО Ф. № 3, Оп. № 8, Д. № 2549.
  14. ГАТО Ф. Р-717, Оп. № 1. Д. № 40 «Дело о ликвидации Никитского женского монастыря Каширского уезда с подробным описанием его имущества за 1919-1921гг.»
  15. Там же.
  16. «Особенное же впечатление произвел на меня в Рязани Архиепископ Иувеналий (Масловский). Он жил в убогом домике на окраине города весьма просто и иногда принимал меня у себя в садике, даже сажал рядом с собой. Этот величественный Архипастырь нами, детьми обоего пола, был любим, я бы сказал, даже чрезмерно. Будучи княжеского происхождения, он сиял и красотой лучших наших древних князей. Это был удивительный знаток Устава, не только нашего, но и многих других, весьма успешный устроитель благолепия богослужебного, окруживший себя ангелоподобными, молодыми и строгими священноиноками, которые обладали прекрасными голосами и дивной способностью к какому-то почти идеальному певческому ансамблю» (по воспоминаниям свящ.испов. Анатолия (Правдолюбова)). В сентябре 1937 года был арестован как «участник к/р кадетско-монархической организации Союз спасения России» и 13 октября Особым совещанием при УНКВД по Новосибирской области приговорён к расстрелу. В ночь с 24 на 25 октября расстрелян на Каштачной горе в Томске, где и похоронен в общей могиле.
  17. ГАТО Ф. Р-717, Оп.1. Д.40 «Дело о ликвидации Никитского женского монастыря Каширского уезда с подробным описанием его имущества за 1919-1921гг.»
  18. ГАРФ. Ф. № 10035. Оп. № 1. Д. № П-59460.
  19. На основании решения Тройки при ПП ОГПУ Московской области от 10 июня 1931 г. ГАРФ следственное дело П-59460.
  20. В этом деле много потрудился каширский краевед А. Н. Горелов.